ЭКиП № 7. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ОТХОДОВ

Пятнадцатая межрегиональная специализированная выставка САХАПРОМЭКСПО. Недра Якутии. Спецтехника. Экология. Энерго. Связь. Безопасность (4–5 декабря 2025 г. Якутск)

Все новости

ЭКиП № 7. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ОТХОДОВ

Каждый из жителей нашей страны уже имеет в своем распоряжении 1500 т различных отходов. Правда, мы с вами не знаем, как распорядиться таким запасом. Ежегодно объем отходов в России увеличивается еще на 2,5 млрд т. Основная часть их приходится на отходы недропользования. В 2022 г. был принят Федеральный закон № 343, в котором заложены требования к рачительному использованию недр нашей страны. Пользователь недр отвечает за сохранность полезных ископаемых, содержащихся в отходах недропользования. При ликвидации объекта хранения данных отходов он должен контролировать его состояние таким образом, чтобы обеспечивать безопасность жизни и здоровья людей, а также охрану окружающей среды.

Все это касается будущей деятельности недропользователей — горнодобывающих комбинатов, нефтяных компаний, угольных шахт и разрезов. Однако образование отходов началось не сегодня и даже не вчера. Можно сказать, что весь XX в. человечество накапливало отходы своей деятельности, не особо заботясь об их учете и, тем более, использовании. Это привело к возникновению множества объектов накопленного вреда окружающей среде.

К объектам накопленного вреда относятся брошенные производственные территории и сооружения, полигоны размещения промышленных и бытовых отходов. Правила выявления объектов накопленного вреда регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации № 2239 от 21 декабря 2023 г. Практическая реализация данных Правил требует разработки механизма их применения. Трудности заключаются в том, что у ряда объектов давно отсутствуют хозяева. Производства, которые послужили источником накопления вреда, уже ликвидированы, предприятия признаны банкротами, химический состав отходов на таких объектах неизвестен.

Минприроды России была предпринята попытка создать реестр объектов накопленного вреда, в который включено 3186 позиций. Большинство из них представляют собой свалки коммунальных и промышленных отходов. При этом по многим самым опасным объектам сведения о загрязняющих веществах и объемах отходов отсутствуют. В графе "Собственность земельного участка" чаще всего можно прочитать — "Данные о собственнике отсутствуют" или "Участок бесхозный". Типичный пример информации об объекте накопленного вреда (Алтайский край): "Накопленные отходы I–III класса опасности (ртуть, сурьма и др.) деятельности ликвидированного в 2015 г. акционерного общества. Объект расположен в водоохранной зоне озера и может служить источником загрязнения его акватории. Площадь объекта — 100 га. Сведения о загрязнителях отсутствуют. Объект бесхозный". Комментарии здесь, наверное, излишни.

Учет объектов накопленного вреда – это только первый шаг. Для определения возможных путей и технологий их ликвидации требуется вначале установить состав накопленных отходов. Только после детального анализа накопленных отходов возможна разработка методов их ликвидации и вовлечения в хозяйственное использование. В ряде случаев в таких объектах накоплено изрядное количество полезных ископаемых. Содержание металлов в отходах может превышать их запасы в природных месторождениях. После определения объема полезных продуктов в отходах они приобретут коммерческую ценность и будут представлять интерес для потенциальных покупателей. Пока объект накопленного вреда остается "терра инкогнита", он вряд ли кому-то нужен.

Задача выявления объектов накопленного вреда возложена на органы власти субъектов Федерации. Это справедливо и даже эффективно. Но если планировать введение таких объектов в хозяйственный оборот в качестве антропогенных месторождений, то это уже должно являться прерогативой государства. В правовом поле стоит приравнять антропогенные месторождения к природным месторождениям, находящимся в собственности государства. Стоит также подумать и о будущем отходов. Современные технологии переработки полезных ископаемых не позволяют полностью извлечь из них ценные элементы, например металлы, но способы и методы совершенствуются, и то, что было невозможно вчера, станет экономически выгодным завтра. Значит, необходимо предусматривать обязанности недропользователей как по квалификационному использованию, так и по подготовке отходов для будущего их применения. Возможная форма такой деятельности — формирование так называемых антропогенных месторождений, которые позволят сохранить ценные компоненты отходов для будущих технологий.

Естественным является вопрос о финансировании работ по ликвидации бесхозных объектов накопленного вреда или их оценке (разведке) для введения в хозяйственный оборот. Источником таких средств может служить природная рента, размеры которой, наверное, стоит пересмотреть и сделать ее нормы более дифференцированными. Если подводить итоги размышлений об отходах, то возможно охарактеризовать их как то, что человечество накопило раньше. В настоящее время правильнее говорить об отложенных на будущее запасах.

Для того, чтобы эти запасы обладали инвестиционным потенциалом, и мы точно знали, чем владеем, стоит пересмотреть отношение к ним. В федеральных учетных документах 2ТП "Отходы" приводятся сведения о классах опасности, но там нет информации об их химическом составе. Без этого невозможно оценить экономическую целесообразность переработки отходов. Если государство собирает сведения об отходах, то, наверное, стоит накапливать данные и об их ценности (а не только о вреде и опасности). Логичным следующим шагом станет разработка механизма формирования антропогенных месторождений отходов для будущих поколений.

Тогда людям не придется тяготиться накопленными отходами, напротив — они будут рассматривать их как гарантии своего будущего.

А.С. Носков

Руководитель научного направления "Промышленный катализ",

ФИЦ "Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН",

член-корр. РАН, главный редактор журнала ЭКиП