ЭКиП № 2. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ ТРАНСПОРТА

№1. БУДУЩЕЕ БЕЗ ИСКОПАЕМОГО ТОПЛИВА?

Все новости

ЭКиП № 9. ХИМИЯ "УГЛЕРОДНОГО СЛЕДА" (Пакет климатических и энергетических мер "Fit for 55")

В июле 2021 г. Европейская комиссия представила пакет законов об энергетике и климате, направленных на достижение поставленной ЕС на 2030 г. цели по сокращению выбросов углекислого газа на 55 % и вы[1]хода на путь достижения "чистого нуля" к 2050 г. Этот пакет получил название "Fit for 55" ("Пригоден для 55"). За базу для сравнения выбран 1990 г. Сразу обратим внимание, что предложенный проект еще требует утверждения странами-членами ЕС и Европарламентом, что, по мнению экспертов, займет не менее года. Стоит учитывать, что необходимым и достаточным условием принятия предложенного проекта законов будет единодушное его одобрение всеми странами ЕС. Учитывая, что предложения Еврокомиссии касаются торговли товарами широкой номенклатуры, потребуется их согласование еще и с Всемирной торговой организацией. Поэтому декларация о начале действия новой схемы торговли выбросами с 2023 г. выглядит весьма нереально. Более реально обозначенное в докладе Еврокомиссии начало вступления предложенного механизма с 2026 г. К числу основных законодательных предложений Еврокомиссии можно от[1]нести как пересмотр ряда существующих законов ЕС, так и введение новых. Предлагается пересмотреть существующую схему торговли выбросами ЕС (ETS EC) таким образом, чтобы сохранить цену за каждую тонну углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу, на уровне 50 Евро. В планах Еврокомиссии также введение новых стандартов по выбросам СО2 для легковых автомобилей и фургонов. Соответствующий проект стандартов, получивших название "Евро-7", требует сокращения выбросов новых транс[1]портных средств на 60–90 %, что фактически эквивалентно переходу Европы на электромобили.

Перефразируя известный постулат советского времени, можно сказать: "Экология должна быть экономной". И прежде всего, для европейского бизнеса. Для этого Еврокомиссией сформулировано новое законодательное предложение по корректировке углеродных границ. Эта мера направлена на защиту европейского бизнеса от экологического и экономического демпинга со стороны неевропейских стран, экспортирующих в Европу цемент, железо и сталь, минеральные удобрения и алюминий. Таможенные пошлины для этих товаров возрастут в соответствии с платой за выбросы углекислого газа в атмосферу на месте их производства. Таким образом, сфера интересов Европы охватит практически все экспортные товары, в которых она нуждается. Еще один механизм защиты интересов европейского бизнеса — создаваемый социальный фонд климатических действий, куда будет поступать не менее 50 % доходов от торговли СО2. Назначение средств фонда — опять же дотации для европейских производителей. На таком фоне "экологической политической химии" действительные химические проблемы отступают в тень. Однако давайте обратимся к цифрам. При производстве электроэнергии в мире выбрасывается 33 млрд т в год углекислого газа. Автотранспорт генерирует ежегодно около 8 млрд т СО2. На долю цементной промышленности и выплавки черных металлов (железо и сталь) приходится 2 и 1,5 млрд т в год углекислого газа, соответственно. Производство минеральных удобрений добавляет в атмосферу скромные 0,6–0,7 млрд т СО2. Итого: потенциальный объем рынка торговли выбросами СО2 можно оценить в 45 млрд т в год, что в стоимостном выражении может превысить 2 трлн евро. Это сопоставимо с ВВП таких европейских стран, как Италия или Франция. Таким образом, фактический пакет предложений Еврокомиссии под знаменем экологии направлен на формирование новых рынков в интересах или, по крайней мере, на защиту европейского бизнеса. Девиз Европы — мы будем покупать товары, произведенные по малоуглеродным технологиям, или пусть экспортеры платят европейскому бизнесу за выбросы СО2 на своей территории. Хотелось бы согласиться со словами замглавы Еврокомиссии Франса Тиммерманса, которыми он сопроводил проект "Fit for 55", что его реализация будет "чертовски тяжелой". Будем надеяться на согласованное распределение этих "тяжестей" между Европой и другими странами.

 

А.С. Носков

Зам. директора по научной работе ФИЦ "Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН",

д-р техн. наук, профессор, главный редактор журнала ЭКиП